Вредно ли есть в машине?

- Estradaanton/iStock.com
- karandaev/iStock.com
Тому, кто ведет машину, есть за рулем — не только вредно, но и опасно. Человек так устроен, что автоматически попытается поймать упавший бутерброд или не пролить на себя кофе, даже потеряв контроль над дорогой, что резко повышает риск аварийных ситуаций. По оценкам экспертов — в полтора-два раза.
А вот вредят ли перекусы в дороге пассажирам? Гастроэнтеролог и специалист по рациональному питанию Ольга Ермошина считает, что в машине лучше не есть, это не самым лучшим образом сказывается на пищеварении. А если избежать этого никак не получается, то выбирайте орехи, фрукты или шаурму.
Почему в машине лучше не есть
«Даже если человек не управляет машиной, а сидит на пассажирском сиденье, он все равно не может полностью сосредоточиться на самом процессе еды. Это можно сравнить с тем, как если бы вы обедали у телевизора или за просмотром экрана телефона. Мы невольно следим за тем, что происходит за окном, стараемся ничего не уронить и не пролить, в результате мозг отвлекается, посылает неправильные сигналы, еда не приносит насыщения, и нам сложнее контролировать объем съеденного, что в свою очередь приводит к снижению метаболизма и замедленному перевариванию пищи. В Великобритании проводились исследования, доказавшие, что человек, который привык есть, глядя в экран телефона, съедает в среднем на 19% больше своей оптимальной порции. В отношении тех, кто постоянно ест в машине, такие исследования, насколько мне известно, не проводились, но многие на личном опыте знают, как легко и незаметно в пути исчезает пакет чипсов или большая пачка печенья.
Не стоит сбрасывать со счетов и опасность пищевых отравлений. Мы воспринимаем свою машину как безопасную капсулу. Беремся за ручку двери, машинально протираем рукой зеркало… а потом теми же руками отправляем в рот бутерброд. Поэтому всегда держать в бардачке антисептики — очень полезная привычка.
Другая опасная ситуация, когда человек берет на перекус с собой что-то скоропортящееся — салат, суши или бургер, — спустя несколько часов съедает и получает пищевую инфекцию, потому что в продуктах уже размножились бактерии, в том числе листерия или сальмонелла. С точки зрения гигиены считается безопасным, когда еда, не убранная в холодильник, съедена максимум через час после приготовления, причем неважно, летом или зимой, когда температура в салоне все равно близка к комнатной. Жизнь скоропортящихся блюд может на 3–4 часа продлить термосумка, но далеко не у каждого она есть».

В долгих поездках лучше перекусить, чем пропустить обед
«Но если вы спросите, что лучше, регулярные перекусы на колесах или регулярные пропуски хотя бы одного из главных приемов пищи, то отвечу: из двух зол я как врач выберу первое. Особенно для людей с гастроэнтерологическими заболеваниями, которые в силу своей профессии или образа жизни вынуждены полжизни проводить на колесах, при этом кратность и четкий режим питания им настоятельно рекомендуются. Но и для всех остальных режим питания не менее важен: он способствует нормальному функционированию всех систем организма, поддерживает иммунную защиту, стрессоустойчивость.
Чаще всего люди в путешествиях или рабочих поездках пропускают завтрак или обед, ужин — крайне редко. А потом получается, что они целый день голодали, вечером съели всю дневную норму калорий, что-то еще к ней прибавили в качестве утешительного приза и перед сном перегрузили желудок. Если это не разовое исключение, а постоянная привычка, то самый здоровый организм впадает в состояние метаболической анархии, на что может среагировать бессонницей, ожирением, инсулинорезистентностью, серьезными проблемами с сердцем».
Какую еду стоит брать с собой в дорогу
«В дорожном питании акцент надо делать не на быстрое насыщение за счет жиров и быстрых углеводов, а на клетчатку и белок. Нам кажется, что раз мы перемещаемся в пространстве, то, значит, наш организм активно работает, но это ментальная ловушка: в реальности в машине наше тело ведет максимально пассивный, сидячий образ жизни. Бургеры, сладкие булки, газировка — все продукты, где переизбыток простых сахаров и жира, вольются в наше тело не энергией и бодростью, а уйдут невостребованными прямиком в жировые депо и вызовут сонливость.
Для перекуса между завтраком и обедом (особенно, если на завтрак вы успели только выпить кофе) можете взять с собой контейнер с уже вымытыми, нарезанными для удобства яблоками, бананами, можно положить в него виноград, дольки очищенного мандарина или апельсина, туда же положить орехи. Орехи — полезные для мозга ненасыщенные жиры, фрукты — не только клетчатка, но и простые углеводы, которые нам в разумных количествах нужны, чтобы питать мозг, который еще, возможно, до конца не проснулся.
Из орехов предпочтительны грецкие, миндаль, фундук. Арахис, кешью не столь привлекательны в этом смысле: они при высокой калорийности содержат заметно меньше микроэлементов. Изюм, курага, чернослив, если есть их не больше 30 грамм (маленького пакетика), дают быструю подпитку мозгу, но кривая высвобождения глюкозы у них гораздо более плавная, без резких гликемических пиков, как у конфет и сладостей.
Еще удобнее употреблять в машине питьевые йогурты и творожки — выбирайте те, где не больше 5% жира, зато повышенное содержание протеина. Протеиновые батончики тоже прекрасно восполняют силы. Но тут внимательно читайте упаковку: количество белка должно быть указано в районе 20 грамм.

Если еда в машине заменяет вам обед, то тут работает правило гарвардской тарелки, когда в одной тарелке у нас половину занимает клетчатка, четверть — сложные углеводы, четверть — белок. Достаточно утром потратить на себя лишних пять минут, чтобы приготовить с собой здоровый бутерброд — на цельнозерновом хлебе, с хорошим твердым сыром, рядом положить наструганную брусочками морковку, сладкий перец, огурец. Если времени нет совсем, то я всегда говорю пациентам, что зерновые булочки, приличного вида нарезка ветчины, овощи продаются ровно в тех же магазинах, что и сладкие булки. Почему из всего этого разнообразия мы замечаем только булки, для меня загадка.
И еще: сейчас я буду защищать шаурму. Да-да, я настаиваю на присутствии шаурмы в нашем рационе (но только купленной в стопроцентно благополучных с санитарной точки зрения местах). Шаурма — это же все та же гарвардская тарелка: углеводы — лаваш, овощи — клетчатка, курица — белок. Но кетчуп и майонез лучше попросить не класть. Взамен можете купить питьевой йогурт и дополнить вашу шаурму им. Тогда все составляющие вашего обеда на колесах будут друг друга прекрасно балансировать, позволят до вечера держать чувство голода под контролем, и потом, за ужином, у вас будет гораздо меньше рисков сорваться на что-то неполезное.
И последнее, но очень важное — адекватное количество потребляемой жидкости. Потому что даже те, кто покупает полезный перекус, часто забывают купить еще и бутылку воды. Питьевая вода в машине должна быть всегда. Еще лучше покупать столовую минеральную воду с невысокой минерализацией той марки, которая вам нравится по вкусу. Зимой в машине работает печка, летом — кондиционер, которые сушат воздух, а минеральная вода лучше восполняет запас влаги, чем обычная».





